Расчет рейтинга научной активности. Публикация РИНЦ

Каждый год на территории высших учебных заведений рассчитывается рейтинг научной активности преподавателей, а также иных сотрудников в целях выявления специалистов, которые провели наибольшую работу и их дальнейшего поощрения. В ходе реализации мероприятий по расчету рейтинга анализу подвергается различная информация (публикация РИНЦ, в журналах, входящих в базу WoS и/или Scopus и т. д.)которая в большинстве случаев собирается вручную. При этом во время производства расчетов сведения постоянно пополняются, а это в свою очередь влечет за собой возникновение вопросов касающихся итоговой оценки.

В настоящий момент в рамках производства расчетов работа сотрудников оценивается исходя из пунктов анкеты. Еще в 2016 году таких пунктов было всего 20, однако в последнее время их количество возросло в несколько раз и увеличивается до сих пор. По каждому из пунктов присваиваются баллы размер которых определяется исходя из того, что наиболее важным достижением в научной сфере является защита докторской диссертации. Каждый из сотрудников должен заполнить таблицу Excel, указав в ней все требуемые данные. И уже исходя из внесенных сведений осуществляется расчет важных показателей, перечень которых установлен Министерством образования и науки Российской Федерации.

Пункты № 1-22 состоят из баллов, присваиваемых за:

  • Оппонирование диссертаций (кандидатской и докторской).
  • Получение таких специальных научных званий как профессор и доцент.
  • Соискателей, аспирантов, магистрантов и докторантов научным руководителям.
  • Защиту кандидатской и докторской диссертаций, а также научное руководство.
  • Отзыв на автореферат по диссертации (кандидатской и докторской).
  • Выполнение обязанностей председателя/заместителя председателя, члена диссертационного совета или ученого секретаря.

Баллы по пунктам № 23-26 предоставляются представителями Центра трансфера технологий и присваиваются за рецензирование, а также размещение технологических профилей.

Пункты № 27-29 состоят из баллов присваиваемых при подготовке заявок на получение грантов. При этом заявки должны быть зарегистрированы в научно-исследовательском отделе.

Пункты № 30-46 подразумевают присвоение баллов за выполнение определенного ряда обязанностей (к примеру, члена организационного комитета научной конференции, научного секретаря или руководителя научного семинара и т. д.).

Если говорить о проведении научно-исследовательской работы со студентами, то за нее также присваиваются баллы (они предусмотрены пунктами №47-53). В частности, присвоение баллов осуществляется научным руководителям (в зависимости от места занятого ими в конкурсе НИРС или в случае награды студента дипломом, медалью либо знаком лауреата.

Пункты № 54-60 подразумевают присвоение баллов за руководство над проведением научно-исследовательской работы и ее выполнением.

Пункты № 61-73 состоят из баллов, присваиваемых представителям творческих коллективов (как руководителям, так и участникам), в том числе за получение каких-либо призов и наград.

Пункт № 74 отвечает за присвоение баллов за достижение результата в конкурсе, связанным с изобретательской работой, а №75 за продажу лицензии на объект интеллектуальной собственности.

За присвоение баллов за публикации отвечают пункты №76-97. В частности, баллы присваиваются за публикации в изданиях, индексируемых в базах Scopus и WoS, системах и журналах, входящих в перечень ВАК, а также за:

  • Выступление с докладом.
  • Издание справочника, монографии, словаря, энциклопедии или учебного пособия с грифом Учебно-методического объединения (УМО).
  • Издание сборника научных трудов.
  • Издание тезисов доклада на конференции.
  • Цитируемость публикации или включение публикации в базу РИНЦ и ее цитирование.
  • Публикацию в журнале, входящем в базу WoS и/или Scopus и ее цитируемость.

В рамках рассмотрения вопроса касающегося расчета рейтинга научной активности необходимо отметить как преимущества, так и недостатки этого способа. Так, к недостаткам можно отнести:

  • Большие временные затраты.
  • Высокие трудозатраты как самих ученых, так и специалистов, осуществляющих проведение проверки.
  • Различное понимание пунктов (несмотря на наличие инструкции), которое отражается на заполнении информации.
  • Отсутствие возможности автоматического применения сведений, получаемых при осуществлении расчета рейтинга для иных целей.
  • Отсутствие возможности применения различных сценариев весов коэффициентов.

Однако нельзя не отметить и преимущества расчета рейтинга, к которым относят:

  • Поощрение специалистов, проявивших себя наилучшим образом.
  • Поощрение видов деятельности, являющихся приоритетными для высшего учебного заведения по причине их влияния на аккредитационные показатели.
  • Наличие у специалистов возможности проанализировать свою деятельность.

Представители Ульяновского государственного технического университета приступили к использованию системы «1С Университет Проф», где содержатся сведения об обучающихся, аспирантах, а также сотрудниках ВУЗа. Системой предусмотрено наличие такого модуля как «Рейтинги», но к сожалению, он дает возможность лишь создавать документы и знакомиться со справочными данными. Кроме того, система снабжена такими модулями как «НИОКР», «Аспирантура» и «Диссертационные советы», однако и их в готовом виде использовать не представляется возможным. При этом нельзя не отметить, что платформа содержащая данные о сотрудниках интегрирована с порталом virtual.ultu.ru, а это является большим плюсом.

Автоматизация процесса

Для того чтобы автоматизировать процедуру сбора данных требуется определить группы показателей, собираемых другими подразделениями или же самим сотрудником. Это даст возможность осуществлять оперативную подготовку данных, которые можно будет использовать для рейтинга, а также в иных целях.

Представители отдела аспирантуры и докторантуры смогут осуществлять сбор информации по всем требуемым пунктам, которые связаны с защитой диссертации, централизованно (баллы соискателям за защиту диссертации, научным руководителям за соискателей, докторантов и аспирантов).

Сведения о научном руководстве смогут вносить представители учебного заведения в соответствии с приказами о закреплении тем, а сотрудники отдела кадров осуществлять обработку данных и присвоение званий профессор и доцент.

Если говорить о пунктах № 14-22, то точные данные по ним могут предоставить только сами ученые, т.к. они вправе осуществлять оформление отзывов на основании персональных обращений и состоять одновременно в нескольких диссертационных советах. В связи с этим вносить в базу такие сведения должны лично ученые, а уже при подсчете баллов указанные сведения будут автоматически извлекаться.

Как уже говорилось выше учет заявок на гранты предусмотрен пунктами № 27-29. С этой целью специалист, выступающий в роли руководителя проекта сканирует титульный лист каждой из заявок, а также страницы, где указаны сведения об участниках и их долях, после чего осуществляет их передачу в УНИ.

Существует необходимость в выполнении разработки позволяющей вносить сведения через систему «1С Университет» непосредственно авторами сразу после их регистрации в информационной системе. Применение обозначенного подхода даст возможность:

  • Проводить анализ поданных заявок и планировать будущие.
  • Осуществлять контроль за прохождением заявок и формировать необходимую документацию (отчеты, договоры и т. д.).
  • Применять информацию о заявках для иных целей.
  • Просматривать ранее поданные заявки.
  • Хранить ссылки, применяемые для доступа, а также документы.
  • Осуществлять создание рейтинга в режиме онлайн.
  • Автоматизировать оформление внутренних документов ВУЗа по грантам, которые были поддержаны.

Пункты под № 30-32 за исполнение обязанностей можно заполнить путем внесения сведений в карточки участников или создания научно-технических советов факультетов. Процесс учета баллов по пунктам № 33-46 также можно наладить если представители организационного комитета самостоятельно будут вносить данные о конференции. Кроме того, можно осуществлять автоматическую генерацию приглашений на конференции.

Пункты № 47-51, касающиеся научно-исследовательской работы можно заполнить путем просмотра всех внешних публикаций обучающихся, а также сборников конференций по ВУЗу. Пункты № 52-53 тоже подразумевают весьма трудоемкий процесс по сбору сведений относительно конкурсов. Сведения о награждениях студенты могут самостоятельно вносить в свою карточку на портале в режиме онлайн.

Пункты № 47-53 можно подвергнуть процессу автоматизации после того как будут упорядочены данные о публикациях и конференциях.

Если говорить о пунктах № 54-60, то автоматизацию процесса по подсчету баллов научным руководителям можно реализовать в качестве продолжения автоматизации заявок на научно-исследовательскую работу с обработкой в единой системе сведений о договорах.

Данные об участии в выставках научно-технической продукции (пункты № 61-73) как отечественных, так и иностранных, а также получении разнообразных наград должна вноситься централизованно. Проведение подсчета баллов по изобретательской работе (пункты № 74-75) можно автоматизировать путем использования базы данных по объектам интеллектуальной собственности. При этом в данном случае рейтинг можно реализовать в режиме онлайн.

Одним из наиболее трудоемких является процесс по пунктам № 76-97 (по расчету сведений, касающихся публикационной активности).

Количество публикаций в РИНЦ, число публикаций в журналах, входящих в перечень ВАК, количество публикаций в журналах, входящих в международные базы Scopus и WoS – все эти показатели используются представителями Министерства образования и науки Российской Федерации в целях оценки высшего учебного заведения.

Ниже приведены вопросы, которые неизбежно появляются, если осуществляется учет публикаций РИНЦ:

  • Публикация РИНЦ может содержать данные об объединении с другим высшим учебным заведением или же эти сведения могут быть не указаны.
  • Не исключена вероятность некорректного введения данных о включении журнала в международные базы цитирования, список ВАК.
  • Существенное количество сведений в российском индексе научного цитирования появляется позднее чем осуществляется расчет рейтинга.
  • При осуществлении расчета баллов их разделение осуществляется на участников коллектива. Важно позаботиться о том, чтобы публикация (РИНЦ в том числе) не дублировалась.
  • Использование сведений о публикациях крайне важно для высшего учебного заведения, в связи с чем его представителям необходимо позаботиться о создании базы.

Автоматизация рейтинга научной активности даст возможность существенно снизить трудозатраты при обработке сведений. Важно корректно автоматизировать процесс по учету сведений, а также добиться хранения данных в целях их повторного использования в различных целях в системе, к которой имеют доступ не только сотрудники высшего учебного заведения, но и студенты. Решить данную задачу можно в несколько этапов начав с позиций, имеющих наибольшее значение для рейтинга, а также наибольшим образом готовых к процессу автоматизации.